Электронное образование
Джандигулов А.Р. к.ф.-м.н., профессор
Едрисов А.Т., д.х.н., профессор, член-корреспондент НАН РК
«Электронное образование: Современное состояние и перспективы развития»
В условиях глобальных перемен во всей мировой системе хозяйствования и смены парадигм социально-экономического развития образовательная система, которая обеспечивает процессы воспроизводства информации и знаний как основных факторов современного общественного производства, призвана формировать информационное общество и в совокупности с экономикой знаний основу становления общества знаний.
Переход развитых стран в ХХI веке к постиндустриальному информационному обществу в качестве одной из предпосылок предполагает, что не менее 40-50% населения страны должны иметь высшее профессиональное образование.
Решающим фактором достижения данной цели является развитие электронного образования (ЭО).
В развитых странах приняты национальные программы информатизации, позволившие создать современную инфраструктуру ЭО в организациях образования:
Страна |
Программа |
год |
Сингапур |
The general plan of development of information technology in education (Генеральный план развития информационных технологий (ИТ) в образовании в образовании) |
1997 |
Южная Корея |
Cyber Home Learning System (Виртуальная домашняя система обучения) |
1998 |
Великобритания |
Правительственная программа «Национальная система обучения» Правительственная стратегия развития образования (курс на овладение новой «электронной» педагогикой (e-pedagogy) |
1998
2008–2014 |
Малайзия |
Национальный проект «Смарт-школы» |
1999 |
США |
Генеральный план «Электронные технологии в системе образования» |
2000 |
Россия |
Государственная программа «Информационное общество на 2011-2020 годы |
2011 |
Финляндия |
Развитие образования – на протяжении 13 лет является одним из 10 приоритетов развития страны [1] |
|
Однако исследователи западных стран выразили тревогу по поводу того, что ожидания от ЭО не вполне оправдались (Romiszowski А.[2], Woodill G.[3], Wintrup J. [4] и др.), так как оно в большинстве своем развивалось техническими специалистами, а не педагогами.
Поэтому основная ставка делалась на развитие инфраструктуры и технологий, в то время как отсутствовали методологические подходы к разработке содержания и методов электронного обучения.
В настоящее время во всем мире ЭО рассматривается как условие перехода системы образования на новую парадигму обучения, инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса. ЭО готовит школьников к жизни в информационном обществе, где практически все услуги будут электронными, а профессиональная деятельность будет невозможна без Интернета, сетевых социальных и профессиональных сообществ.
Анализ международного опыта позволяет выделить следующие выводы:
1. E-learning применяется во всем мире в качестве эффективного инструмента развития национальных образовательных систем и обеспечения равного доступа к качественному образованию.
2. Появление E-learning в большинстве стран первоначально сопровождалось активным созданием современной инфраструктуры, в последующем оно значительно расширилось, так как его вектор был направлен на контентное обеспечение.
3. Интеграция электронного и традиционного обучения является условием перехода на новую парадигму обучения, создания мобильного образовательного пространства для обучения людей в течение всей жизни и формирования личности новой генерации с планетарным мышлением и готовностью к дистанционному профессиональному взаимодействию.
4. Мировой опыт разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР) убеждает, что электронное образование успешно настолько, насколько оно включено в хорошо продуманную общую функционально-содержательную, дидактическую и организационную концепцию развития в целом системы образования страны.
5. Общепризнано, что преподаватели играют ключевую роль в повышении качества образования. Поэтому постоянное внимание уделяется их образованию до начала преподавательской работы, а также после завершения обучения ведется постоянная работа по повышению квалификации преподавателей.
В Казахстане также приняты различные программы и проекты внедрения электронного образования:
· Государственная программа информатизации системы среднего образования на 1997-2001 гг.;
· Концепция информатизации системы образования РК на 2002-2004 гг. (2001 г.);
· Межведомственная программа «Интернет школам» (2001 г.);
· Программа снижения информационного неравенства в РК на 2007-2009 годы;
· Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 гг.;
· Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 гг.;
· Проект «Система электронного обучения (e-learning) на 2011-2020гг.».
Использование электронных средств трансграничного образования безусловно расширяет академическую мобильность как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава [5].
Проведены ряд экспериментов по внедрению дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в вузах. Среди которых особое место занимает Казахстанско-Российский университет – пионер дистанционного обучения в Казахстане. Именно КРУ, при активном содействии Российского партнера – мега университета, Современной гуманитарной академии г. Москва, с 1998 года внедряет ДОТ. Не случайно КРУ является базовым вузом РК по ДОТ, а представители вуза экспертами МОН по данному направлению и активно участвовали в разработке нормативно-правовой базы ДОТ[6,7].
С внедрением электронного обучения в Казахстане в полной мере создаются условия для реализации провозглашенного ЮНЕСКО ведущего принципа образования XXI века «образование для всех» и «образование через всю жизнь» − «Life Long Learning (LLL)».
Государственной программой развития образования, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, впервые определена задача внедрения системы электронного обучения (e-learning).
В Казахстане к 2015 году электронным обучением планируется охватить 50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90%, причем в организациях всех уровней образования. В школах и колледжах рабочие места учителей планируется оснастить компьютерами современной модификации, мультимедийными проекторами и интерактивными досками. Кроме учительских мест, компьютерами будут оснащены библиотеки, кабинеты медицинских работников, учительские комнаты. Новинками станут планшетные компьютеры для школьников. Школьные компьютеры будут подключены к Интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
Вместе с системой электронного обучения обновится система управления. Разработана технологическая инфраструктура школ и колледжей система управления – школой (SMS), классом (CRMS), обучением (LMS), тестированием (TMS), социальным взаимодействием (CMS), психолого-педагогическим мониторингом (MPcMS) и электронными методическими системами в предметных областях знаний (MMS).
Все это составные части общей платформы системы электронного обучения, разработанные как компьютерные программы, представляющие собой функционалы для учителей и учащихся, директоров и их заместителей, классных руководителей и психологов, медицинских работников и библиотекарей. Все они будут связаны с Национальной образовательной базой данных. Ежедневный поток информации от каждой системы в отдельности позволит управленцу любого уровня образования владеть реальной ситуацией, объективно определять рейтинги организаций образования и перспективу их развития.
Данные программы и проекты позволили повысить уровень обеспеченности организаций образования республики компьютерной техникой и доступом к Интернету. В настоящее время в системе среднего образования соотношение учащихся на 1 компьютер составляет 16 к 1, к Интернету подключено 98% школ, 43,1% имеют широкополосный доступ. Разработаны электронные учебники, ЭОР и информационные системы.
Повысилась общая ИКТ-компетентность педагогов.
Однако результаты Независимой оценки ЭО в РК, проведенной Всемирным банком в 2013 году, показывают ряд проблемных вопросов, требующих решения. Это:
· высокий уровень информационного неравенства, обусловленный разными возможностями доступа к информации в связи с географическими, возрастными, социальными и другими факторами;
· недостаточность нормативно-правового обеспечения в части электронного документооборота в организациях образования, частичной либо полной замены бумажной формы документооборота на электронную;
· практически полное отсутствие работы по обеспечению согласованности между используемыми и внедряемыми в систему образования информационными и программными продуктами, что приводит к усложнению работы педагогов, и на фоне естественного сопротивления изменениям еще более усложняет процесс внедрения ЭО;
· отставание педагогических кадров от учеников в части использования ИКТ;
· недостаточный уровень подготовленности педагогических кадров к работе в информационных средах;
· неконтролируемое участие детей и подростков в социальных сетях, в том числе с использованием технической инфраструктуры организаций образования, что влечет за собой низкий уровень информационной культуры учеников и риск падения качества образования и воспитания вследствие использования непроверенных несертифицированных и не прошедших государственную экспертную оценку источников информации;
· отсутствие четко и однозначно определенных ожидаемых результатов использования ЭО и измеряемых индикаторов их достижения;
· недостаточное административно-методическое сопровождение проекта в регионах.
Вместе с тем, сегодня в Казахстане происходит обновление содержания образования, связанное с предъявлением новых требований к выпускникам школы: повышение духовно-нравственной основы, функциональной грамотности и конкурентоспособности, творческого подхода к решению жизненных ситуаций, что требует новых методик обучения и ресурсов.
Исходя из вышесказанного возникает необходимость решения следующих задач:
1. Устранить выявленные внутренние несоответствия и несогласованности нормативно-правовой базы ЭО;
2. Осуществить интеграции ЭО в новое содержание образования;
3. Разработать и ввести в действие Национальный каталог ЭОР, для реализации учебно-воспитательного процесса организаций образования;
4. Обеспечить равный доступ всех участников процесса к открытым образовательным ресурсам и технологиям;
5. Создать условия для сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;
6. Обеспечить информационную безопасность участников процесса ЭО;
7. Ввести в действие информационные системы автоматизированного управления системой образования в стране;
8. Создать техническую инфраструктуру средних школ в соответствии с Базовым стандартом оснащения.
Литература
1. Загвоздкин В.К. Реформа школьной системы и оценка качества школ в Финляндии / В.К. Загвоздкин. М., 2011. 64 с. 1.
2. Romiszowski, A.J. 1993, 'Developing interactive multimedia courseware and networks: Some current issues', in Interactive Multimedia: Practice and Promise, eds C. Latchem, J. Williamson & L. Henderson-Lancett, Kogan Page, London.
3. Woodill, Gary (2008). Mobile Learning Comes of Age: How and Why Organizations Are Moving to Learning on Mobile Devices. Sunnyvale, CA: Brandon Hall Research.
4. Wintrup, J., Foskett, R., and James, L. (2009). “Work-Based Learning and Student Agency: Developing Strategic Learners.” In Pachler, N., and Selpold, J. (eds.), Mobile Learning Cultures across Education, Work and Leisure Book of Abstracts, 3rd WLE Mobile Learning Symposium, London, March 27, pp. 31–33.
5. Омирбаев С.М. – «Казахстанская модель кредитной системы обучения: отличительные особенности и перспективы развития». Международный семинар по вопросам развития национальных моделей кредитной системы обучения и расширения академической мобильности через использование электронных средств трансграничного образования. Москва, МЭСИ, 2012 г.
6. Едрисов А.Т. Сотрудничество Казахстана и России в области инновационных образовательных технологий. Труды МНПК «Трансграничное образование: глобальные возможности и региональный аспект», Алматы, 2010.
7. Джандигулов А.Р., Состояние и тенденции развития дистанционного обучения в Республике Казахстан, Труды семинара, 2008, Шымкент, изд-во, ЮКГУ им. М. Ауэзова